Центры паломничеств
Паломничества

09 Мая 12Евгения Рогова

Успение в Печорах (день третий)

Окончание. Предыдущая часть здесь.

В понедельник, 29 августа, когда продолжается еще Успение Божией Матери, Церковь празднует так называемый третий Спас, в честь Нерукотворного образа Спасителя. В Псковской епархии, столь богатой храмами, монастырями, недавно возродился Спасо-Казанский Симанский монастырь в г. Остров, где как раз в этот день - престольный праздник. Монастырь возродился прямо-таки из пепла. Всвое время благословил его возрождение и строительство приснопамятный старец Николай Гурьянов, а после его смерти благословлял и окормлял духовных своих чад, помогающих этому благому делу, протоиерей Иоанн Миронов. Вот мы и поехали в этот монастырь к началу праздничной Божественной литургии. Здесь все было очень скромно, просто, мило, но и молитвенно. Я поняла для себя, что мне очень трудно бывает сосредоточиться на молитве, настроиться на внимание ко всему, что совершается за богослужением во время больших праздников в местах, где собирается очень много народу, т.е. как это было на Успение в Псково-Печерском монастыре. Настроение праздничное, радость большая, благодать - все это я чувствую, в этой атмосфере нахожусь, но молитвенный настрой, который нужен, чтобы отдаться полностью евхаристии - благодарению, а потом уже и причаститься - вот этого мне не хватает; не достигла еще такого духовного уровня, когда все ненужное, мешающее сосредоточиться только на Господе, отсекается, да попросту не замечается.

Служили 2 молодых батюшки, не монахи. И народу было очень мало. Зато можно было сосредоточиться полностью на богослужении. Исповедь началась только перед выносом Чаши. Те из нашей группы, кто не смогли причаститься в Печорах, решили это сделать здесь. Но я опять не дерзнула приступить к Таинству, не будучи готова так, как полагается по правилам. Конечно, желание было великое, но не посчитала себя достойной и готовой. Правда, я и не думаю, что буду готова и достойна дома, когда «вычитаю» полагающиеся каноны и Правило ко Святому причастию, но тем не менее, считаю что в Церкви должна быть определенная дисциплина, которой верующие должны подчиняться.

После Причастия начался крестный ход. Не стоит и говорить о том, что нынешний ничем не походил на вчерашний. Но все же, думается мне, он тоже был и благодатным, и трогательным, а со стороны участвовавших в нем людей очень искренним. Потом мы пообедали в монастырской трапезной. С. рассказал нам о монастыре, о его истории. Землей, на которой построена обитель, когда-то владели Симанские, к дворянскому роду которых принадлежал святейший патриарх Алексий I. А потом мы простились с обителью и поехали в сам город Остров. Главным храмом города является Троицкий, к нему мы сначала и подъехали. Храм уже закрывался, а батюшка и 3 работницы храма собирались уходить домой. Но С. быстро выскочил из автобуса, подбежал к батюшке, объяснил, что мы паломники из Петербурга, едем из Печор и очень хотим посмотреть их храм. И нам открыли, и разрешили приложиться к иконам, и приняли наши записки, и свечи нам отпустили. Храм тоже древний, красивый со старинными иконами. На территории нынешней Псковской епархии в годы Великой Отечественной войны действовала Псковская православная миссия, поэтому многие храмы были открыты именно с разрешения немцев. Не потому, что они такие хорошие и что с сочувствием относились к православию. У них был свой резон, свой расчет, и открытие храмов немцы тоже собирались использовать в своей борьбе против нашего народа. Но так или иначе на Псковщине многие храмы были открыты с приходом немцев и некоторые из них так уже и не закрывались.

Потом мы пешком пошли к цепным мостам, совершенно уникальным сооружениям, через реку Великую. Только еще в Париже есть подобные мосты. Их берегут, поэтому движение по мостам открыто лишь для пешеходов. Кажется, построены они были во времена и по приказу Николая I. А совсем у берега расположен еще один древний храм - Николая Чудотворца. С такими же древними иконами, и с замечательной свечницей - тещей здешнего батюшки. Старушка оказалась очень любвеобильная, разговорчивая, простая и добрая - таких в наших храмах не встретишь.

По берегам реки Великой, что в Пскове, что в Острове, наверное и в других населенных пунктах, растет очень много яблонь. Вся земля под ними усеяна упавшими яблоками, ведь сейчас самое яблочное время. Мы подбирали с земли и, только слегка обтерев чем-нибудь, что было под рукой, поедали эти даровые фрукты. Главное для всех нас, что это свои, российские яблоки, не привозные, без ГМО, а то, что они слегка побиты от падения и некоторые кое-где тронуты червячком, было неважно. А какой аромат от них изумительный!

И вот мы опять в автобусе. Поехали в Псков. В группе возникли разногласия. Кто-то хочет в Свято-Троицкий собор, т.к. накануне не удалось посмотреть как следует иконостас, а большинство не хочет снова в кремль заезжать. Большинство высказалось за посещение Мирожского Спасо-Преображенского монастыря. Я три года назад была и там, и там. В Мирожском монастыре, помнится, у нас даже трапеза была под чтение послушником жития святого, чья память совершалась в тот день (к стыду своему, не помню - чья). И мы поехали в Мирожский монастырь. На мой взгляд, ничего не изменилось за 3 года в монастыре. Главный монастырский храм, Спасо-Преображенский, по-прежнему принадлежит государству и является музеем, куда можно только по билетам зайти посмотреть уникальные фрески 12 века. Но и за деньги, т.е. по билетам, не всегда туда попадешь. Я была 2 раза в этом монастыре, и оба раза музей был закрыт. Фрески очень берегут, поэтому даже не при всякой погоде разрешается посещение. Но, помнится, в Ферапонтовом монастыре Дионисиевсие фрески, не менее ценные и оберегаемые, как-то все же удается посмотреть всем желающим. А действующим ныне храмом в Мирожском монастыре является надвратный храм первомученика архидиакона Стефана. В этот храм надо забираться по очень крутой и узкой лестнице. Сам храм очень маленький, после его восстановления здесь над его оформлением работал архимандрит Зенон, считающийся самым лучшим иконописцем нашего времени. Росписи сделаны в византийском стиле, несколько непривычном для русских храмов. Но все равно здорово.

Ну, вот и все. В Псковский кремль мы уже, конечно, не поехали. На 5 минут остановились снова в Снетогорском монастыре, а так как времени было уже немало, поехали мы домой.

Я опустила кое-что в своем рассказе. На выезде из Пскова в сторону г.Остров дислоцируется 104-й отдельный десантный полк. Перед его КПП совсем недавно установлен памятник героической 6-й роте этого полка. В двух словах напомню, что в марте 2000 года в Аргунском ущелье в Чечне в неравном бою (против парашютно-десантной роты, состоящей в основном из молодых ребят выступило 2,5 тысячи чеченских боевиков и наемников) погибло 84 наших десантников, практически вся рота пала. Но ни один не сдался в плен, ни один не попросил пощады, ни один не струсил и не предал товарищей. Подобного памятника я не видела в жизни. Нет, не по виду. По его силе воздействия, по озаренности замысла, по воплощенной идее вечной жизни. 84 свечи устремлены вверх, над ними белый купол парашюта, внутренняя сторона которого вся в росписях. Росписи погибших ребят, их скопировали с военных билетов. На 4-х мраморных досках размещены 84 фамилии погибших десантников. Доски с 4-х сторон. Пока мы там стояли, я все время плакала, плачу и теперь, когда пишу эти строки. Вечная память этим ребятам! Да не будет никогда в мире войны!

На такой грустной ноте не хочется заканчивать рассказ о праздничной паломнической поездке. Слава Богу, что я сподобилась побывать на Успение в Печорах! Слава Богу за нашу всю группу! Слава Богу за С., такого замечательного рассказчика, знатока истории, большого патриота своей страны, особенно Новгородской земли, православного христианина и доброго семьянина! Слава Богу за все! Да не будет это паломничество у меня последним! Но на все да будет воля Божия!

Источник:   http://palomnik.com.ru/page259/

Организатор: Паломническое Общество "Ноев ковчег-Паломник"

Места:
Симанский Спасо-Казанский женский монастырь в г. Остров
Спасо-Мирожский Завеличский монастырь в г. Псков
Снетогорский женский монастырь в г. Псков

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.