Центры паломничеств
Паломничества

16 Августа 10Валентин Ковальский

Мать городов русских

«Пешком до Киева» - слова эти известны были многим и многим Православным по всей огромной России. Иногда несколько расположенных рядом сел (или приходов в городе) отправляли своего представителя в удаленную порой на тысячи верст Киево-Печерскую Лавру. Паломничества расширяли кругозор русского человека, зримо приобщали его к сокровищам духовной культуры, знакомили с богатой событиями историей Российского государства и, в конечном счете, способствовали духовному единению народа. Паломничества почти полностью прекратились в период Советской власти. С начала 90-х годов традиции паломничества начинают активно возрождаться. Многие Православные верующие отправляются в поездки по вновь открывающимся монастырям и храмам, начинают создаваться Православные паломнические службы. В последние годы этот процесс развивался и принимал все более организованные и разнообразные формы. И у наших соотечественников, и у иностранных туристов явно заметно стремление посещать Православные святыни, и именно действующие монастыри и храмы. Что представляет собой Православное паломничество и каково его значение для каждого верующего? На этот и другие вопросы отвечает киевский священник Александр Кандий, составитель справочника-путеводителя «Монастыри и храмы Киева», карт-путеводителей «Православный Киев» и «Монастыри Украины».

Священник Александр Кандий

Второй Иерусалим

- Киев - третий удел Божией Матери. Как это отразилось в почитании Царицы Небесной киевлянами?
- Мы молитвенно почитаем Божию Матерь как Покровительницу нашего города. Особенно это относится к таким образам, как чудотворная икона Успения Киево-Печерская (ее прославленный список - в Крестовоздвиженском храме Лавры), мозаика «Оранта» («Молящаяся, Нерушимая Стена» - в алтаре Софийского собора) и новопрославленная чудотворная икона «Призри на смирение» (во Введенском монастыре), отразившаяся на стекле киота.
- Кто и зачем сегодня едет в Киев?
- Главные киевские святыни - Лавра, Введенский, Ионинский и Китаевский монастыри. Ведь Киев называют вторым Иерусалимом - по обилию святынь. К нам приезжают Православные паломники со всего мира, особенно из бывшего Союза. География очень широка: от Самары и Красноярска до Сербии и Франции. Паломники обычно сожалеют о том, что не удается, как хотелось бы, побыть в Киеве дольше, чем один-два дня, и что мощи великомученицы Варвары и священномученика Макария пребывают в пленении у анафематствованных раскольников из так называемого киевского патриархата.
- Сколько святынь в Киеве?
- В составленный мной справочник «Монастыри и храмы Киева» включено около сотни святынь. Но я знаю, что милостью Божией это число постоянно увеличивается. Во многих храмах можно увидеть мироточивые иконы, услышать рассказы о том, как люди благодарили Господа Бога, Богородицу и святых за исполнение своих молитв.
- Можете назвать киевских старцев, пользующихся вниманием паломников?
- Ныне здравствует Архимандрит Авраамий, духовник Лавры. К сожалению, бывший духовник киевского духовенства протоиерей Михаил Бойко скончался в 2003 году.
- А что вы можете рассказать об известном в России Епископе Варнаве (Беляеве)?
- Он похоронен у нас на Байковом кладбище. На обычном участке, но не в храме или возле него. Эта могила не была включена в состав справочника «Монастыри и храмы Киева». Но с недавнего времени священники храма во имя преподобной Евфросинии Полоцкой стали проводить там заупокойные службы. Как известно, Епископ Варнава (в миру Николай Никанорович Беляев, 1887-1963) является одной из самых загадочных личностей ХХ века. В тридцать с небольшим лет стал Епископом в Нижегородской епархии. Его выделяли зосимовские старцы Алексий и Митрофан, к нему с подчеркнутой нежностью относилась знаменитая дивеевская блаженная Мария Ивановна. По благословению зосимовских старцев Варнава принял подвиг юродства. Отправился в «Небесный Иерусалим». Блестяще образованный священник-интеллектуал (знал древнееврейский, древнегреческий, несколько европейских языков) на глазах своей паствы и под радостное улюлюканье красных газетчиков стал обычным сумасшедшим. Его поместили в психушку к буйным, потом отпустили, потом арестовали, пытались подвести под расстрельную статью и, наконец, сослали в лагерь на Север... После лагеря Варнава жил в Киеве, где и был похоронен. В начале 90-х его духовные труды стали доступными массовому читателю.

Пеший паломник - редкость музейная

- Чем, по-вашему, современный паломник отличается от паломника древности?
- В древности паломничество было сопряжено с трудностями и опасностями. Пешие переходы по лесам, населенным разбойниками, многодневные морские переходы, пребывание в пределах Оттоманской Турции... Теперь все это в прошлом. Комфортабельные авиаперелеты, переезды в поездах и автотранспорте. Для людей в возрасте и это нелегко. Но с Божией помощью все возможно. И вот пример. Осенью этого года в Киев прибыла группа паломников, в которой были студентки. Когда группа ездила на поклонение святыням Киева и Почаева, девушки отпросились у руководителей и сами изучали наш город. Потом, когда группа отправлялась домой, студентки были очень уставшие, а пожилые старушки были полны сил - их укрепил Господь Своею благодатию. Сегодня пешие паломники - почти музейная редкость. Они встречаются редко, чаще всего в Крестных ходах: из Киева идут к Ризположенскому монастырю (село Томашовка Фастовского района) и урочищу Гремячее (Житомирская область).
- Как вы относитесь к тому, что наши монастыри, особенно в летнее время, наводнены «любителями старины»?
- Мы уже давно привыкли к тому, что настоящие паломники буквально теряются среди толп «отдыхающих» туристов. Разумеется, благоговейному отношению к святыне, деликатному поведению на территории монастырей большинство современных людей нужно учить. Поэтому все-таки нужно напоминать о разнице между паломничеством и туризмом. Это не значит, что организаторы паломничеств должны прежде всего думать о «духовной программе», пустив на самотек материальное обустройство группы. Нет, люди не должны испытывать какие-то непосильные для них тяготы, например три ночи подряд, а то и более, спать в салоне автобуса, а потом в храме на полу или на холодном чердаке или в подвале. Нельзя «душить акафистами», читаемыми в микрофон часами, и пугать безконечными наставлениями о том, «как надо жить». Но все-таки по пути в монастырь не лишним будет рассказать, в чем состоит цель паломничества, как и зачем ездили в прежние времена по святым местам.
- Насколько же наши паломнические службы отвечают требованиям паломничества?
- Могу сказать лишь одно: пока что, к сожалению, нам еще не удалось наладить четкое взаимодействие между паломническими службами как внутри Украины, так и за ее пределами. Свидетельством тому являются жалобы от Киево-Печерской Лавры, Почаевской Лавры, Тихвинского монастыря и других храмов о том, что паломнические группы прибывают без предварительной договоренности с обителью. Люди запросто приезжают на место, а потом удивляются: дескать, почему не все готово к их встрече и приему. Но для того, чтобы обезпечить их всем необходимым, надо заранее знать, что такая паломническая группа приезжает. А если гости не считают нужным информировать хозяев о своем приезде, то они должны быть готовы к тому, чтобы принять на себя все возможные негативные последствия собственной легкомысленности и непредусмотрительности. В летнее время при большом скоплении паломников отсутствие предварительной информации очень мешает нормальной работе паломнических служб и создает трудности для многих монастырей.

«Паломнический» бизнес?

- Коммерческие турфирмы все чаще стараются использовать наши святыни для своей выгоды...
- В идеале монастыри должны работать с теми турфирмами, которые возят к ним туристов не только на уровне «расчетных счетов». Турфирмы должны помогать экскурсоводам методически. Помогать подготовить текст, который будет звучать на пути к обители. Но в самом монастыре (опять-таки в идеале) должны водить экскурсии только его насельники. Сейчас уже не так модно стало ездить за рубеж, многие любители путешествий выбирают туры по своей родине и многие стремятся приобщиться именно к «местной экзотике», побывать в старинных монастырях. Как написано в одном рекламном издании: «Прикоснуться к прошлому, встретиться и побеседовать со священнослужителями, исцелиться душой и телом в старинных монастырях». А дальше - о «чудесной рыбалке, прогулках в сказочном лесу, отличном обслуживании».
- Какой же выход?
- Нужно не стесняться разъяснять позицию Церкви: святыня не должна быть средством наживы, благоговение к святыне нельзя нарушать даже ради благой цели просветительства. Святыня - по самому значению слова - это избранность, превознесенность над земным миром. И нельзя ставить в один ряд мироточивые мощи и рыбалку, беседу со священником и пикник в лесу. Отцами Церкви предсказано, что в последние времена Христианство будут стараться приспособить под комфорт мира сего. На Западе это уже давно произошло. Не дай Бог, чтобы подобное случилось и у нас.

Многие вступили на путь Христианской жизни после совершения паломничества в святые места Греции, прежде всего на Афон, а также на Святую землю, став свидетелями чуда схождения Благодатного Огня. Эти люди, дотоле малоцерковные и лишь формально Православные, после таких поездок обретали веру истинную.

Источник:   http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=36&article=10072

Места:
Киево-Печерская лавра
Свято-Троицкий Ионинский монастырь в г. Киев
Свято-Введенский мужской монастырь в г. Киев
Китаевская пустынь в г. Киев


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии