Центры паломничеств
Паломничества

10 Декабря 09А. Заякин

Святая Земля. Впечатления православного паломника

Описание Святой Земли не новый жанр в христианской литературной традиции. Началась она с игумена Даниила, побывавшего там в 1107 году и составившего первое для русского читателя повествование о Палестине. Его словами я хочу предварить свой рассказ о паломничестве: «С Божией помощью посетил Иерусалим и видел святые места,где Христос ходил Своими ногами... простите меня, грешного, и не хулите мое худоумие и грубость, что написал о святом граде Иерусалиме...и о своем хожденье по святым местам».

Сион - место, откуда начинается библейский Иерусалим, здесь построил свою столицу царь Давид (2 Цар. 5). Эта же гора - место будущего торжества святости и правды Божией, о чем читаем в Откровении: «И взглянул я, и вот,Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14:1). В Ветхом Завете Сион - символ Иерусалима и Израиля в целом; «Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме!» (Пс. 134:21) - этими словами Псалмопевца, которые мы слышим на всенощной,выражается вся значимость сего священного места. Сейчас на этой живописной горе находятся Сионский монастырь, аббатство Успения Пресвятой Богородицы и дом, в котором расположена горница Тайной Вечери. Храм Успения знаменует собой место, где, по преданию, произошел уход Пречистой Девы Марии из земной жизни. В крипте храма сооружен символический одр Богоматери. Часть Дома Тайной Вечери (Иоанна Богослова) сейчас занимает ешива, иудейская духовная школа. Паломники имеют свободный доступ в помещение, которое было построено во времена крестоносцев в память той Сионской горницы, где Господь, взяв в свои руки хлеб, сказал: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:19-20).

В том же обширном здании, в одном из помещений на первом этаже, с вывеской «Министерство Израиля по делам религий» находится захоронение, почитаемое иудеями как гробница царя и пророка Давида. У входа вам выдадут кипу (еврейский головной убор), если вы не в шляпе,и тут православный паломник окажется в глупом положении. С одной стороны, хочется помолиться св. царю Давиду (хотя гроб его на самом деле пуст), прочесть тропарь, но молиться в шляпе мы как-то не приучены (1 Кор. 10:4). С другой стороны, снять шляпу было бы неуважением по отношению к иудеям, которые там же совершали свою молитву на свой лад перед гробницей, закрытой покровом с нашитыми на нем еврейскими письменами и шестиконечными звездами (не имеющими, кстати, вопреки их распространенному наименованию «Звезды Давида», никакого отношения к этому царю). В итоге я поступил политкорректно: поклонился до земли почитаемой гробнице не крестясь.

К востоку ниже Сиона находится обширная область археологических раскопок - так называемый «Город Давидов», неподалеку онего - Офел (2 Пар. 27:3). Библейская история представлена здесь камнями и развалинами сооружений, самые древние из которых восходят к временам Давида. Можно увидеть Силоамский пруд, известный не только исцелением слепого, совершенным Господом (Ин. 9:7), но и тем, что содержал стратегический запас воды для Иерусалима (Ис. 22:9). Царь Езекия провел удивительные для того времени (VIII век до Р.Х.) инженерные работы - в скале был пробит туннель длиной 500 метров, чтобы воду из потока Кедрон провести под городской стеной в пруд (4Цар. 20:20). Вера в Бога и техническая смекалка помогли Езекии впоследствии выдержать осаду во время нашествия ассирийского царя Сеннахериба (4 Цар. 18), который, хотя и напишет на одной из своих стел, что «запер Езекию в Иерусалиме, как птичку в клетке», однако отступит ни с чем. Водопровод Езекии сохранился до наших дней, по нему при желании можно пройти.
Гору Мориа к северо-востоку от Сиона, на которой стояли Первый и Второй иерусалимские храмы, Господь избрал задолго до их постройки. Она была местом жертвоприношения Авраама, где Ангел остановил руку праотца (Быт.22), и именно ее указывает Бог Давиду как место для постройки храма (2 Пар. 3:1), осуществленной его сыном Соломоном. Первый храм просуществовал вплоть до вавилонского пленения евреев; затем, когда народ Божий возвратился на свою родину, был построен второй храм, в котором бывал Христос.

Сейчас гора Мориа представляет собой странное и, как мне показалось, таинственное место. На ней нет христианских храмов или иудейских синагог, она полностью принадлежит мусульманам. Здесь смешаны благословение и проклятие: с одной стороны, ты находишься на месте, которое почитал Сам Христос, где приносились жертвы в иудейской религии; с другой -это место, в котором пребывает, после разрушения храма, если следовать пророку Даниилу, «мерзость запустения» (Дан 9:27, Мф 9:15; впрочем, этому библейскому понятию можно дать и другие толкования). Второй храм разрушен в 70 году н.э. во время подавления римлянами иудейского восстания. Уже после взятия Иерусалима римляне систематически разрушали обгоревшие остатки храма по приказу императора Тита, буквально приводя в исполнение слова Господа «Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф 24:2). Сейчас от храмовых сооружений того времени остался только большой кусок западной стены. Часть ее и есть та самая знаменитая Стена плача, около которой всегда можно увидеть евреев в молитвенных покрывалах, совершающих свои обряды. За отдельным заборчиком стоят молящиеся еврейские женщины.

На вершине Храмовой горы господствует золотой Купол Скалы. Он стоит в точности на том месте, где находилось святилище и Святая святых Соломонова храма. Под этим куполом находятся мусульманские святыни - отпечаток копыта коня Бурака, на котором, по легенде, Мухаммед взлетел на небо, престол и гробница царя Соломона (которых там точно никогда быть не могло, ибо дворец Соломона находился не в храме, а рядом с ним, любое же захоронение в черте храма было и вовсе недопустимо по иудейским ритуальным представлениям), отпечаток пальцев архангела Гавриила. Тем не менее, для христиан это место остается святыней реальной, ибо именно здесь был сакральный центр ветхозаветной религии.

С Храмовой горы открывается впечатляющий вид на древнее еврейское кладбище, занимающее изрядную часть долины Иосафата и склон Масличной горы. На меня оно произвело завораживающее впечатление - десятки тысяч каменных надгробий на совершенно пустынной местности. Долина получила название от могилы царя Иосафата. Рядом с ней находятся гробницы, приписываемые пророку Захарии, св. ап. Иакову и так называемый памятник Авессалому, сыну царя Давида. А на самом верху горы - каменные гробницы пророков Аггея и Малахии. Кладбище на Елеонской горе используется и в наши дни. У иудеев считалось почетным быть погребенным в Иерусалиме, тем более - напротив храма, особенно - в той части кладбища, на которую вовремя захода солнца падает тень храма.

Мне посчастливилось в Рождественскую ночь побывать на богослужении в базилике Рождества Христова в Вифлееме. Я приехал туда поздно вечером и, помимо звезд на рождественском небе, сразу же заметил необычные для Израиля звезды на рождественских елках. В Иерусалиме улицы практически ничем не украшены к Рождеству. У храма собралась толпа, состоящая из русских, греческих,грузинских и украинских паломников, которую палестинские полицейские неумело сдерживали.

Хотя все и давят друг друга, никто не в обиде, украинцы поют колядки. Периодически в стороне от основной толпы проходят священнослужители разных конфессий, тут и армяне в островерхих куколях, и эфиопы, и греки. Проходят без очереди и видные миряне, кто-то с церковными орденами; я предположил, что это представители палестинской администрации.

Служба началась нескоро: сначала должны были закончить свое богослужение сирийцы. Православное богослужение началось с крестного хода, совершаемого внутри храма Рождества.

Служил Патриарх со множеством священников. После крестного хода православная служба сконцентрировалась где-то на клиросе, и мне ее вообще не было слышно, впрочем, за всенощной яуже успел помолиться в храме Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Началась Литургия. Евангелие читали на греческом и арабском, служили в основном на греческом. Для чтения Евангелия дьякон не выходит на амвон, а залезает на выносной амвон, укрепленный на одном из столпов храма, и вещает оттуда, как ангел с неба. Ко времени Литургии в храме праздного народа становится меньше, уходят, как и у нас, те, кто пришли просто так, и остаются лишь богомольцы.

Практически все паломники причащаются Святых Таин. После отпуста я остался с маленькой группой паломников из России и Грузии,чтобы приложиться к самому месту рождения Христа. Оно находится под главным алтарем. Вслед за грузинским батюшкой, по одному нас пропускают, чтобы буквально на мгновение приложиться к сияющей серебряной звезде, отмечающей самое место Рождества.

После рождественской службы я получил маленький подарок: когда почти все ушли из храма, служители открыли деревянные крышки, приделанные к полу, и под ними оказалась византийская мозаика, нисколько не потускневшая за полторы тысячи лет.

Из Евангелия мы знаем, что Елеонская (Масличная) гора была одним из тех мест, где Христос любил собираться со своими учениками. Сейчас это, на мой взгляд, красивейшее место во всем Иерусалиме. Здесь нет базарной многолюдности Старого Города, нет (на ее западной стороне) арабских трущоб, нет и израильских солдат. Зато францисканские монахи и русские паломники встретятся вам в изобилии. Практически весь западный склон Масличной горы занят христианскими святынями. Здесь и Гефсиманский сад с храмом Страстей, и место погребения Девы Марии, и аббатство «Dominus Flevit» («Господь заплакал»), построенное на том месте, откуда превосходно виден храм и весь город. В храме Dominus Flevit алтарь выходит на запад (а не на восток, как принято в Православии) и устроен таким образом, что заалтарный крест проецируется ровно на вершину купола мечети Омара. А на византийской мозаике в этом храме наблюдательный посетитель увидит очень редкий, нигде не встречающийся ныне, символ Христа - просверленную жемчужину. Рядом с храмом можно видеть еврейские погребальные пещеры, ассоциирующиеся с могилой Лазаря.

По моему личному впечатлению, Елеонская гора - место, где в Иерусалиме наиболее живо и непосредственно чувствуется присутствие Христа. Можно сказать, что это та святыня, которую уж никак невозможно подвергнуть сомнению,так как с библейских времен гора эта никуда не исчезала, не бросалась в море.
Гефсиманский сад запоминается паломнику огромными оливковыми деревьями. Глядя на них, вполне можешь поверить, что той или иной оливе под две тысячи лет. Олива в некотором смысле - бессмертное дерево, у него постепенно отмирает середина, но постоянно нарастают побеги сбоку. Есть в Гефсимании и совсем молодые деревца. В православном храме, через дорогу от Гефсимании, в котором находится другая величайшая святыня христианского мира - пещера погребения Матери Божией, не так много паломников. За свечным ящиком - молодой сербский монах, неплохо говорящий по-русски.

К другой православной святыне Масличной Горы - монастырю Марии Магдалины с почивающими там мощами св. преподобномучениц Елизаветы и Варвары я, к сожалению, не попал. Но мне уже один раз посчастливилось встретиться с этими великими святыми, когда их мощи приносились в Преображенский собор в Якутске.

На самой вершине Масличной горы расположена часовня Вознесения, которая сейчас в руках мусульман. В самой часовне, на полу которой находится отпечаток ноги Спасителя,практически пусто, нет ни креста, ни иконы. Остается только прочитать тропарь Вознесения и спуститься обратно в Старый Город.
По Via Dolorosa (лат. «Скорбный путь») я прошел в молитвенной процессии, проводимой каждую пятницу католиками в час смерти Господа. Процессия начинается у развалин крепости Антония, в которой проходил суд над Христом. На крестном пути отмечены остановки Христа, почитаемые католиками - чтение приговора, вручение креста, первое падение, плат Вероники, второе падение, обращение к иерусалимским женщинам, третье падение, Симон Киринеянин берет крест... Последние остановки крестного пути, уже внутри огромного Храма Воскресения Христова - распятие, снятие с креста, помазание и погребение. Итальянцы поют на каждой остановке короткие песнопения, затем читается отрывочек Евангелия, потом поется Ave Maria.Что меня поразило: видимо, Иерусалим - это единственный город, где никто не воспринимает как ненормального человека, становящегося посреди улицы на колени, крестящегося и молящегося. Все торговцы, туристы и прохожие ничуть не удивляются происходящему и воспринимают все это в порядке вещей.

Для христианина центр Иерусалима и главная цель паломничества в Святую Землю - Храм Гроба Господня. В нем всегда многолюдно, здесь сошелся весь христианский мир - православные, католики, армяне-монофизиты, сирийцы, эфиопы, копты... Среди паломников, как и всюду, преобладают наши соотечественники. Приделы храма посвящены событиям и лицам, связанным со страстями и Воскресением: «Тюрьма Господа», придел сотника Лонгина, благоразумного разбойника, св. Никодима, св. Марии Магдалины...

Входящий в храм человек прикладывается первым делом к Камню Помазания. На нем жены-мироносицы, Иосиф с Никодимом и Иоанн помазали тело Спасителя перед погребением. К нему все прикладывают иконки, свечки,кресты. Под сводами храма Воскресения находится и Голгофа - место Распятия. Многие,приложившись к скале Голгофы, стоят на коленях, подолгу молясь перед Крестом.

Я прикладываюсь к мраморной плите Живоносного Гроба, вспоминаю имена всех тех, кто мне дорог, вспоминаю Якутскую епархию, и все это за несколько секунд, чтобы не задерживать других, которые тоже приехали за тысячи километров ради этой молитвы. Во время Богослужения к Гробу пускают только православных. Уникальная особенность богослужения в Храме Воскресения - оно совершается спиной к главному алтарю, лицом к Кувуклии, в которой и был установлен алтарь. Значительная часть возгласов произносится по церковнославянски, и Евангелие читается на греческом и славянском.

Закончу этот рассказ снова цитатой из игумена Даниила: «И вот описал свой путь и места святые и не горжусь и не хвалюсь своим путешествием, что будто бы сотворил доброе дело...Побоялся я уподобиться рабу ленивому, скрывшему полученные от Бога деньги... да кто услышит о местах святых, устремился бы душою...к этим святым местам и Богом будет приравнен к тем, кто совершил путешествие в эти места».

Источник - сайт www.poklonnik.ru

Организатор: Паломнический центр Московского Патриархата

Места:
Гора Сион в г. Иерусалим
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
Гробница царя Давида на горе Сион в г. Иерусалим
Сионская горница в г. Иерусалим
Базилика Рождества Христова в г. Вифлеем
Пещера Рождества
Гефсиманский сад
Елеонская гора в г. Иерусалим
Храм Гроба Господня в г. Иерусалим


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии