Центры паломничеств
Святые места

Троице-Сергиева Лавра

Описание Троице-Сергиевой Лавры

Тро?ице-Се?ргиева Ла?вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро?ицкая Се?ргиева Ла?вра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 г. преподобным Сергием Радонежским.

Троице-Сергиева Лавра

С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елисаветы Петровны монастырю было усвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.

В средние века, в отдельные моменты истории, играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой московских правителей. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время.

В 1337 году Сергий Радонежский основал небольшой общежительный монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы близ Хотькова, на холме Маковец. В 1355 году в монастыре был введен новый, общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части - жилую, общественную и оборонительную; игуменом монастыря стал его основатель. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окруженный с четырёх сторон кельями). Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей.

Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвына поле боя вышли монах и богатырь Троицкого монастыря - Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ).

В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. В 1422 году, году на месте деревянной церкви игуменом Никоном был заложен главный храм обители - Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле; позднее за монастырем закрепилось название «Троице-Сергиева Лавра». При строительстве храма были обретены мощи преподобного Сергия. В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесен белокаменной стеной (длиной 1284 метра, с 11-ю башнями); в 1561 году он получил статус архимандрии. В 1585 году был построен Успенский собор.
Василий Верещагин. «Осада Троице-Сергиевой лавры»

В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын, помогавшие Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавшие дух войска.

Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету; вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский.

Троице-Сергиева Лавра являлась одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян). Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала преумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII-XVIII вв. отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии (в 1812-м году - около 70 тысяч рублей), ополчения (см. Дионисий). К началу XX века во ведении Лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей - П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы (на территории Посада), мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты.

Святыни монастыря: мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека, икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублёва (ныне в Третьяковской галерее, Москва) - привлекали тысячи паломников со всех концов России.

В Лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых; многие московские и иные архиереи: Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Сергий (Голубцов), Патриархи Алексий I и Пимен. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице - это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека - здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV-XVII веков, и уникальные образцы русских раннепечатных книг (на 1908 год - около 10 000), исторические документы.

Трапезный храм и Успенский собор

По утверждении 20 января (по ст. ст.) 1918 года СНК РСФСР Декрета Об отделении церкви от государства и школы от церкви, Лавра, как и иные монастыри в России, находящиеся на территории, контролируемой большевиками, была юридически обращена в трудовую артель, но монашеская жизнь продолжалась явочным порядком до ночи со 2 на 3 ноября 1919 года, когда братия Лавры была выселена.

10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В апреле 1919 года были вскрыты мощи преподобного Сергия. 20 апреля 1920 года, несмотря на ряд посланий Патриарха Тихона председателю Совнаркома В. И. Ульянову (Ленину) с просьбой об отмене распоряжения о закрытии Лавры, вышло постановление СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена и нашла себе место в трудовых коммунах; в том же году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей.

К концу 1930-х годов памятники Лавры были основательно порушены, частично перестроены и приспособлены под жилье и другие не свойственные им хозяйственные нужды. Над уникальным ансамблем нависла угроза полного уничтожения. Инициатором и организатором планомерных реставрационно-восстановительных работ стал директор Загорского историко-художественного музея С. А. Будаев, заказчиком - Загорский музей, был приглашен молодой архитектор И. В. Трофимов. Ему было поручено, в развитие декрета 1920 года, подписанного Лениным, об обращении ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в музей, подготовить обоснованный доклад в Совнарком РСФСР о выделении средств на научную реставрацию памятников этого историко-художественного ансамбля. В последущие два года он подготовил справку об историко-художественном значении архитектурного ансамбля Лавры и программу его научной реставрации, генеральный план реставрационно-восстановительных работ, дефектные акты, описи работ и сметы по пятнадцати объектам. На основании этих материалов в феврале 1940 г. было принято постановление Совнаркома, по которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры в черте крепостных стен объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. И. В. Трофимов был назначен научным руководителем и главным архитектором этих работ. Для их производства был организован специальный научно-производственный строительный участок и создан Ученый совет, утвержденный Государственным комитетом по делам искусств. Председателем совета был назначен архитектор академик И. В. Рыльский, ученым секретарем - В. П. Зубов, представителем от заказчика, Загорского музея, - архитектор М. Т. Виноградов. В совет входили архитектор академик И. В. Жолтовский; инженер П. В. Щусев; археолог доктор исторических наук А. В. Арциховский; историк С. В. Бахрушин. В разное время в качестве консультантов приглашались академики А. В. Щусев и И. Э. Грабарь, с 1940 года осуществлявший наблюдение за реставрацией живописи; генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев; эксперты по прикладному искусству и живописи Н. Н. Соболев, Д. И. Киплик, Ф. Я. Мишуков; историки -А. Г. Новицкий и А. Г. Габричевский. Ансамбль Троице?Сергиевой Лавры складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета. Цель реставрации не в том, чтобы вернуть ансамбль к какому?то определенному «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития.

В работе И. В. Трофимова принимал большое участие отец, художник В. П. Трофимов. Живописные полотна Викентия Павловича «Трапезная Троице-Сергиевой Лавры», «Вид с колокольни Троице-Сергиевой Лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой Лавре» и другие дают возможность увидеть памятники непосредственно после восстановления. Для периода научно-реставрационных работ серия картин-реконструкций, посвященных Троице-Сергиевой Лавре, носила базовый характер.

Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких XVII в., церкви Сошествия Святого духа XV в., белокаменного цоколя Колокольни, восточной части гульбища Трапезной конца XVII в., частично Царских чертогов и значительных участков крепостных стен и башен. Особенно значительные работы были проведены по Больничным палатам, застроенным новыми сооружениями и буквально возвращенным из небытия. В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно?восстановительные работы. Академики ­А. В. Щусев и И. Э. Грабарь в заключении от 18 августа 1946 г. отмечали «правильность выбора объектов реставрации, план ее проведения и высокий научно?технический уровень ее производства». Официальным признанием значения этих работ было присуждение главному реставратору диплома и первой премии в 1947 г. на Всесоюзном смотре?конкурсе молодых мастеров советской архитектуры. Положительные отзывы появились в журналах «Советская археология» и др.

С 1940 года Троице-Сергиева Лавра - государственный музей-заповедник.

После 1950 года реставрационные работы, проводившиеся в основном по памятникам, переданным Московской Патриархии, стал вести бывший студент?практикант И. В. Трофимова В. И. Балдин. Результаты этих работ были оценены неоднозначно, в частности, И. В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесенный отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом.

Начало возрождения монашеской жизни Лавры относится к началу 1946 года, когда, согласно постановлению правительства, комлекс был передан в частичное пользование Русской Православной Церкви. Патриарх Алексий I стал настоятелем, первым наместником по открытии был архимандрит Гурий (Егоров).

Мощи преподобного Сергия были переданы наместнику по акту вечером 20 апреля 1946 года и перенесены в Успенский собор. Первая литургия была совершена в Успенском соборе в ночь на Пасху, 21 апреля 1946 года.

В августе 1946 года наместником стал архимандрит Иоанн (Разумов).

21 ноября 1946 года Патриарх Алексий I освятил заново трапезный храм прп. Сергия Радонежского.

В конце 1946 года Лавра была показана сыну покойного президента США Ф. Д. Рузвельта - Эллиотту Рузвельту (Elliott Roosevelt) с супругой, которых встречал наместник архимандрит Иоанн с братией. В последующие годы до распада СССР подобные демонстрации свободы религии в СССР стали обычной практикой.

В 1948 году в стенах Лавры возобновила деятельность Духовная академия.

В Лавре проходили Поместные Соборы РПЦ 1971, 1988, 1990 годов.

Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV-XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения.

Самое раннее сооружение в монастыре - четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, выстроенный в 1422 году на месте деревянного одноименного храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV-XV веков. Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица». Примечательно живописное многоярусное завершение собора. С юга к Троицкому собору примыкает Никоновская церковь (1552). К западной половине южной стены собора, на месте, где, по преданию, была келия преподобного Сергия, присторена Серапионовская палатка (нынешняя - постройки 1783 года) - над мощами Новгородского архиепископа Серапиона, скончавшегося в монастыре; здесь также погребены митрополит Иоасаф (Скрипицын) и Дионисий Радонежский († 1633) .

Второй по возрасту лаврский храм - Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) - воздвигнут в 1476 году. Сложен он из кирпича и представляет собой классический пример псковского зодчества. Завершается он невысокой синекупольной колокольней.
План территории лавры с достопримечательностями

Крупнейшее сооружение монастыря - Успенский собор - воздвигнуто 1559-1585 по образцу Успенского собора Московского Кремля. В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков. Фрески выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и другими. К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи, над которыми в 1780 была сооружена шатровая палатка (не сохранилась). С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (конец XVII в.).

Вблизи западной стены Лавры располагаются казначейские и больничные палаты, последние - с церковью соловецких Зосимы и Савватия - единственным шатровым храмом монастыря. За храмом - Крепостная и Келарская палаты (XVI-XVII вв.).

С восточный стороны, за святыми вратами, над широким арочным проёмом, служащим продолжением торжественного входа в монастырь, - пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693-1699) строгановского направления стиля московского барокко; построена на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского.

Одна из архитектурных доминант - монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (построена в 1686-1692) в южной части Лавры - почитается одним из лучших образцов московского барокко. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку. Резной позолоченный иконостас (XVII) в Сергиевской церкви был поставлен в 1948 году, из разрушенного московского храма Николы Большой Крест, что у Ильинских ворот. В 1956 году в трапезной палате освящены приделы: северный - в честь святителя Иоасафа Белгородского и южный - в честь преподобного Серафима Саровского.

Царские чертоги у северной стены Лавры служили покоями, в которых жил царь Алексей Михайлович во время своих приездов в монастырь. К XVII веку также относятся братские кельи на юго-востоке монастыря (1640, Предтеченский и Варваринский корпуса) и Экономический корпус.

Ряд интересных сооружений создан на территории Лавры и в XVIII: небольшая Михеевская церковь рядом с трапезной, выросшая в 1734 над местом погребения Михея Радонежского; восьмигранная барочная Смоленская церковь (церковь Одигитрии), построенная, вероятно, архитектором Ухтомским в 1746-1748 на средства графа А. Г. Разумовского (предание связывало её постройку с тайным браком императрицы Елизаветы Петровны с последним), обладает четырьмя широкими каменными лестницами, расположенными по периметру, и каменными балюстрадами. Поставленный после возобновления Лавры иконостас в Смоленской церкви - из уничтоженной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице.

Трёхэтажные Митрополичьи покои, бывшие резиденцией московских архиереев (XVI-XVII вв., полностью перестроены в 1778).

Пятиярусная Лаврская колокольня (1741-1770, арх. Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин). Высота последней - 88 м. Рядом с колокольней - обелиск, установленный в 1792 в память о славных делах и событиях, бывших в обители.

Сооружения XIX века на территории Лавры незначительны (корпуса Московской Духовной академии с академическим Покровским храмом (1870) и Церковно-археологическим кабинетом); за юго-западными стенами, в Пафнутьевом саду, расположены здание бывшей богадельни (1895), которое теперь используется в качестве помещения Московской Духовной академии, и Странноприимный дом (1892). В конце 1980-х был построен новый актовый зал Академии и новый спальный корпус.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры находится под охраной ЮНЕСКО.

 

 

 

Сайт:   http://www.stsl.ru

Паломнические поездки к Троице-Сергиевой Лавре