Церковь Александра и Антонины в Селище
Описание Церкви Александра и Антонины в Селище
Церковь во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских в селе Селище была построена в 1786 году. Село Селище, ныне вошедшее в состав Костромы, располагается на берегу Волги прямо напротив Ипатьевского монастыря. Есть предположение, что в XIV веке на этом месте располагался древний Александровский монастырь, который просуществовал достаточно недолго и позднее его храмы были обращены в приходские. В XVI веке эта местность упомянута в документах как село Новое Селище, а в XVII веке - как вотчина князя И.М.Глинского. Тогда в ней и упомянута деревянная церковь «Александра и Онтониды», вместе с еще двумя - «зимней» Георгиевской и обветшавшей Ильинской. Вероятно, деревянная Александровская церковь была шатровой и довольно большой, главной во всем храмовом ансамбле. В этом самом селе ночевало 13 марта (по старому стилю) 1613 года Земское посольство, прежде чем прибыть в Ипатьевский монастырь и обратиться к Михаилу Романову с предложением царского престола.
В XVIII веке Селище неоднократно меняло владельцев, в нем находилось сразу четыре усадьбы. В 1786 году вместо деревянной в Селище была построена каменная церковь в стиле провинциального барокко с элементами классицизма. Средства на постройку выделили местные помещики: генерал-майор Александр Филиппович Мошков, отставной гвардии поручик Василий Данилович Каблуков и «вдова-дворянка» Прасковья Степановна Поливанова. По-видимому, тогда или даже раньше исчезли из Селища две других церкви, так как в новой были устроены одноименные им приделы - Георгиевский и Ильинский. Георгиевская церковь упомянута в описи за 1777 год, а об Ильинской еще в XVII веке говорилось, что она «ветха и стоит без верха», так что можно предположить, что после этого простояла она недолго. Основной объем храма достаточно традиционный, выстроенный по типу «восьмерик на четверике», с круглыми люкарнами в куполе и одной небольшой главкой. Очень широкий восьмерик выглядит несколько громоздко на невысоком четверике. К основному объему с запада пристроена очень просторная трапезная, а к ней - двухъярусная колокольня со шпилем. Немного позднее, в начале XIX века, вокруг церкви была выстроена каменная ограда со Святыми воротами.
В XIX веке Селище располагалась усадьба Мягковых, наследников поручика Каблукова, который отдал усадьбу в приданое своей дочери. Сын Марии Васильевны Каблуковой-Мягковой, Василий Николаевич Мягков, возвратился в свое имение с войны 1812 года в чине полковника в отставке в 1816 году. Спустя 10 лет он занялся возведением в селе второго храма, посвященного Василию Блаженному, о постройке которого задумывался еще в XVIII веке его дед. Храм освятили в 1831 году, и он стал одновременно и фамильной усыпальницей Мягковых. Однако спустя еще 10 лет храм сильно пострадал в пожаре и был отремонтирован и заново освящен в 1842 году (эту дату часто ошибочно указывают как год постройки храма). К сожалению, храм Василия Блаженного в Селище до наших дней не сохранился - в советское время он вместе с сельским кладбищем был бесследно уничтожен.
Владельцы усадьбы в Селище, Мягковы-Купреяновы (две эти местные семьи в XIX веке породнились между собой), сыграли значительную роль в жизни села: в их усадьбе собирались многие люди искусства. Родственником Мягковых-Купреяновых был известный литературный критик и публицист второй половины XIX века Николай Константинович Михайлóвский, много лет подряд каждое лето приезжавший в гости к сестре в Селище. Вместе с ним в усадьбе гостили его друзья-народники: Г.И.Успенский, В.Г.Короленко, Н.Г.Гарин-Михайловский, Д.Н.Мамин-Сибиряк и др. Художник-график Н.Н.Купреянов не раз рисовал виды Селища, в том числе и замечательно живописно стоящую церковь Александра и Антонины.
В 1898 году хозяин усадьбы Г.В.Мягков открыл при поместье народный театр, который просуществовал вплоть до 1930-х годов. А в 1910 году в усадьбе Мягковых открылась сельская библиотека, которой дали имя Михайловского, а в советское время «переименовали» в библиотеку имени Луначарского. Когда Михайловский умер, его сестра перевезла в Васильевскую церковь все венки с могилы брата, и они находились в церкви до самого ее сноса. К сожалению, имя Михайловского не могло защитить церковь Василия Блаженного в Селище от разрушения.
В начале XX века село Селище заметно разрослось, помимо крестьян здесь появилось много ремесленников, фабричных рабочих. Приход еще в XIX веке был так велик, что в храме служили двое священников.
В советское время для храма наступили тяжелые времена, в 1922 году из него, как и из многих храмов, были изъяты ценности. Все окрестные селищенские усадьбы были заняты под нужды новых властей, кроме усадьбы Мягковых, которая в память о Михайловском была оставлена хозяйкам, его племянницам, в пожизненное владение. Другие же потомки Мягковых были вынуждены эмигрировать.
В 1929 году закрыли церковь Василия Блаженного, оставив верующим, несмотря на их просьбы, только один храм - Александро-Антониновский. Из Васильевской усыпальницы перенесли на сельское кладбище прах всех погребенных там владельцев усадьбы, так как в здании церкви предполагалось устроить рабочий клуб. Вскоре, в 1930 году, с колокольни Александровского храма были сброшены колокола; владелиц усадьбы отправили в ссылку в Архангельск, а дом Мягковых переоборудовали под квартиры для рабочих. Васильевскую церковь, несмотря на устроенный в ней клуб, в 1934 году снесли. В то же время был арестован настоятель храма, очень уважаемый и почитаемый жителями о.Павел Острогский. Однако храм не закрыли, в нем, единственном во всем Заволжье, продолжались вестись службы. Во время войны и некоторое время после победы давление на церковь ослабло, и настоятель церкви в Селище, о.Иоанн Костин, даже сумел сделать невероятную по дерзости вещь - собрал несколько колоколов на колокольне храма.
В 1980-х годах, с началом перестройки, жизнь прихода стала намного легче. Исчезла вечная угроза закрытия храма, а с начала 1990-х годов, когда стали возвращать верующим уцелевшие церкви, от прихода храма Александра и Антонины стали отделяться и возвращаться к своим историческим храмам жители Заволжья. 7 мая 1993 года храм посетил Патриарх Алексий II. Сейчас при храме действует воскресная школа, издается газета «Православный собеседник». К сохранившимся святыням добавилась еще одна, подаренная настоятелем церкви Мартина Исповедника в Турине, - частица мощей св. Александра. И снова, как и до революции, в Александров день сюда приносят чтимую Костромскую святыню - Федоровскую икону Божией Матери.
Сайт: http://www.alant.orthodoxy.ru
Паломнические поездки к Церкви Александра и Антонины в Селище
- Поездка из Москвы в Церковь Александра и Антонины в Селище
- Поездка из Ярославля в Церковь Александра и Антонины в Селище
- Поездка из Зарайска в Церковь Александра и Антонины в Селище
- Поездка из Владимира в Церковь Александра и Антонины в Селище
- Поездка из Ликино-Дулёво в Церковь Александра и Антонины в Селище
- Поездка из Куровского в Церковь Александра и Антонины в Селище
- Поездка из Орехово-Зуево в Церковь Александра и Антонины в Селище
- Поездка из Коломны в Церковь Александра и Антонины в Селище
- Поездка из Коломны в Церковь Александра и Антонины в Селище
- Поездка из Старого Бобренева (Московская обл.) в Церковь Александра и Антонины в Селище
- Поездка из Дмитрова в Церковь Александра и Антонины в Селище
- Поездка из Черкизова (Московская обл.) в Церковь Александра и Антонины в Селище