Храм Панагии Асину в с. Никитари
- Описание


Описание Храма Панагии Асину в с. Никитари
Церковь пресвятой Богородицы Форвиотиссы, более известной как Богородица Асину, находится чуть южнее деревни Никитари, что в 40 км к западу от Никосии. Эта небольшая церковь расположена в живописной местности, богатой сосновыми насаждениями, которыми славится горный массив Троодос. Хорошо сохранившиеся фрески, старейшие из которых датируются 1105 годом, - едва ли не лучший образец византийского искусства той эпохи. Церковь в Асину включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Согласно преданию, в XI веке до н.э. переселенцы из греческого города Асини, что в Арголиде, основали на Кипре поселение, назвав его в память о своей родине. Другое название церкви - Форвиотисса, возможно, происходит от слова "форви" или от целебного растения "эфорвион", но как бы там ни было, надпись "Богородица Форвиотисса" имеется на фреске над входом в нартекс (притвор). Сохранившаяся вплоть до нашего времени в хорошем состоянии церковь Пресвятой Богородицы являлась частью ныне несуществующего Форвийского монастыря. Эта святая обитель была основана в 1099 году магистром (византийским сановником) Никифором Исхирием, который после смерти своей жены Гефиры принял постриг и в монашестве стал зваться Николаем. На одной из фресок с изображением Никифора художник запечатлел позади него женщину в богатой одежде. Судя по сопроводительной надписи, это и есть Гефира, которую иногда называют не женой, а дочерью Исхирия. Предание гласит, что решение о постройке церкви он принял после того, как ему было видение покойной супруги. По завершении строительства, проходившего на территории его собственного поместья, жилище бывшего магистра, ставшего иноком Николаем, постепенно превратилось в монастырь, в котором он и скончался 16 ноября 1115 года, о чём имеется соответствующая запись в монастырском кодексе. Церковь пресвятой Богородицы - однонефная, сводчатая, покрыта деревянной кровлей с плоской черепицей. Она построена из местного камня вулканического происхождения и первоначально имела гипсовую штукатурку, видимо для того, чтобы производить впечатление мраморной поверхности. Церковь невелика по своим размерам: её длина вместе с нартексом составляет 15,95 м, а ширина - 6,20 м. Все храмы этого типа довольно темные, не имеющие оконных проёмов. Для кипрских храмовых построек этого периода, расположенных в горной местности, характерно отсутствие влияния константинопольской и малоазийской школ, они также отличаются от церквей, что возводились тогда в Греции. Свет в храм Асину проникает через два стрельчатых окна: одно из них находится над западной дверью, другое - в алтарной апсиде. Над двумя дверьми - северной и южной - имеются полукруглые люнеты. Строительство церкви началось в 1099 году, а завершилось в 1105-1106 гг., тогда же был расписан и её интерьер. Первоначально храм не имел нартекса, его и две полуциркульные апсиды достроили в конце XII века. Церковь сильно пострадала в результате землетрясений конца XIII - начала XIV веков. Тогда была заново отстроена апсида и расписаны стены, а также украшена центральная часть храма. Нартекс был расписан в 1332-1333 гг. Таким образом, все сохранившиеся росписи относятся к различным периодам, что очень характерно для кипрских церквей, которые по выражению специалистов, напоминают слоёный пирог. Наиболее значительными настенными росписями являются те, что были созданы на начальном этапе (1105-1106 гг.), и которые следуют течениям в комниновском искусстве. По мнению специалистов, это одни из немногих росписей того времени, которые были выполнены мастерами константинопольской школы. Эти композиции отличаются ритмом, цветовой гаммой и сдержанностью. Из наиболее ранних росписей сохранились лишь те, что украшают восточную и западную части храма, большую часть алтаря, а также ещё несколько фресок, находящихся под слоем XIV века. Эти ранние фрески, выполненные по заказу Никифора Исхирия, о чем свидетельствует донаторская надпись, считаются и наиболее значительными. На сохранившихся росписях XII века представлены сцены "Эвхаристия Апостолов", "Вознесение Христово", "Благовещение", "Причащение Марии Египетской", "Святители", "Успение Богородицы" и др. Фреска "Успение Богородицы" считается одним из старейших изображений Успения, где очень спокойно и сдержанно переданы такие человеческие чувства как боль и переживание. Иконография Успения сложилась в XI веке, этот сюжет не встречается в канонических Евангелиях, он стал известен из апокрифических источников. Сцена Успения из Асину по глубине чувств, своеобразной грации, а также по своим пропорциям очень напоминает известные росписи в Панагия ту Трикому. Вполне возможно, что мы имеем дело с работами одного и того же мастера. В конце XII века в церкви Асину велись строительные работы, по завершении которых был расписан нартекс. В арке над западным входом в храм находится самая ранняя фреска нартекса - Богородица Форвиотисса, выполненная в 1105-1106 гг. и принадлежащая к иконографическому типу Влахернской Богородицы. К началу XIII века относится находящаяся там же посвятительная фреска Никифора Калия, изображающая святого Георгия на коне. На одном из многочисленных изображений донаторов (строителей храма), имеющихся в нартексе, представлена Богородица с франкскими донаторами. В этой росписи заметно сильное влияние западно-европейского искусства, хотя по технике исполнения она не отличается от других фресок, выполненных в тот же период. На ней изображена коленопреклонённая дарительница, поверх одежды которой наброшен длинный чёрный плащ, покрывающий её голову. Этот тип женской одежды завезли на остров беженцы (выходцы из Западной Европы), прибывшие на Кипр из захваченной в 1291 году мусульманами Акры. Основная тема росписей нартекса, относящихся к XIV веку - Страшный Суд. Она занимает значительную часть купола, участки северной стены, арку западной стены и часть южной апсиды. К 1132-1133 гг. относится находящаяся в центре купола фреска, на которой изображён Христос - праведный судья. Спасителя окружают помещённые художником в медальон Богородица, шестикрыл и ангелы. На южной арке изображены адские мучения грешников, подвешенных над огнём и мучимых змеями. Святая обитель существовала и в годы турецкого господства над островом, но её экономическое положение было довольно тяжёлым, о чем свидетельствует совсем незначительное число монахов. В кодексе Митрополии Керинии за 1773 год перечисляется собственность монастыря и упоминается о его подворье в Никитари. Упоминается Форвиотисса и в "Истории", изданной архимандритом Киприаном в 1778 году в Венеции. Это были одни из последних свидетельств о его существовании. Со временем заброшенный монастырь был разрушен, и до наших дней не сохранилось даже следа от его построек. Самая древняя из дошедших до нас икон - изображение Святого Иоанна Предтечи, которая находится сейчас в Митрополии Морфу. Скорее всего, она была одной из икон Деисусного ряда и занимала своё место в иконостасе. Техникой исполнения она очень напоминает росписи в барабане купола уже упомянутой выше церкви Панагии ту Трикому, и лишний раз свидетельствует, о том, что там работали те же самые мастера. Из той же иконописной мастерской вышла и икона, изображающая Богородицу с Младенцем Христом из монастыря святого Иоанна Лампадиста. Благодаря очень тесным связям Кипра и Византии константинопольские мастера, выполнявшие заказы богатых и знатных византийских чиновников, создали здесь хорошую школу, основой которой стало комниновское искусство. Будучи выдающимися иконописцами, они недостаточно хорошо владели грамотой и при написании имён святых или названия сцен допустили много ошибок. Позднее в ходе реставрационных работ эти надписи были подправлены. Благодаря повышенному интересу иностранных исследователей он считается одним из самых изученных кипрских памятников. Его описание можно без труда отыскать в десятках научных изданий. Данные об истории церкви и монастыря были получены исследователями при изучении надписей, которыми изобилуют росписи, а также из Парижского кодекса 1590 года, в котором имеются записи о смерти игуменов и монахов, живших в Форвиотиссе в XII-XV вв.
