«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Иоанн Креститель один из самых почитаемых святых. Ему посвящено множество храмов и монастырей. Библия говорит о нём как о Предтечи Спасителя, предварившем Христа и в рождении, и в смерти, и в одиночестве, и в проповеди, как бы готовя Ему путь, согласно предсказанию ветхозаветного пророка Исаии, которое цитируют все четыре Евангелия : «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис.40:3,Мф.3:1-3,Мр.1:1-4,Лк.3:2-4,Ин.3:19-23). Иоанн начинает своё служение в пустыне, где, облачённый в грубое одеяние из верблюжьей шерсти, этот новозаветный пророк ведёт аскетическую жизнь, питаясь акридами (вид саранчи) и диким мёдом, проповедуя крещение покаяния во оставление грехов и призывая народ к духовному очищению ввиду приблизившегося Царства Небесного, как называл Иоанн скорый приход Спасителя. Главное событие в жизни Иоанна Крестителя, как известно, это Крещение Господа Иисуса Христа. Но это тема для отдельного разговора. Мы же с вами сейчас поговорим только о смерти Великого Пророка.
Когда-то здесь кипела жизнь. На вершине горы стоял неприступный замок-дворец царя Ирода Антипы. Сейчас здесь только пустынные горы. Но память о том, что здесь произошло каждый день приводит сюда множество людей. Иордания. Место под названием Мукавир. Выходим из автобуса (автостоянка N 31.33.935, Е 35.37.641). И под палящими лучами солнца начинаем наш путь к тому месту, где и произошли описанные в Евангелии события. Вряд ли стоит пересказывать это своими словами. Лучше чем в Евангелии мне всё равно не рассказать.
Итак, Евангелие от Марка, глава 6 : «…Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, - дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей…»
И вот мы, группа из пяти русских паломников уже приближаемся к вершине горы. Показались развалины. Именно здесь всё и произошло. На вершине много людей. То ли корейцы, то ли японцы аккуратными рядами сидят на земле. С ними священник. Используя в качестве престола квадратную каменную глыбу служат литургию. Слова молитвы на незнакомом языке плывут над развалинами. Из какой страны приехали эти люди ? К какой церкви они относятся ? Мы этого не знаем. Но имеет ли это сейчас значение ? Они приехали сюда за тем же, зачем и мы. Помолиться святому Пророку Предтече и Крестителю Господню Иоанну. И хотя мы говорим на разных языках, по разному молимся, относимся к разным церковным юрисдикциям и поэтому не можем участвовать в одной службе, но в этот момент наши души едины в своём стремлении выполнить слова Иоанна Крестителя : «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
К сожалению с нами нет батюшки, чтобы тоже можно было отслужить если не Литургию, то хотя бы молебен. Мы тихо отходим в стороны, чтобы не мешать молящимся. Но они, похоже, нас даже не замечают. Они целиком погружены в молитву. Разговаривать в таком месте совсем не хочется. Тихо разбредаемся по вершине горы. Каждому хочется помолится в тишине и одиночестве и подумать о чём-то своём. «Святый Пророче, Предтече и Крестителю Господне Иоанне, моли Бога о нас!». Кажется здесь можно находится вечность. Но время неумолимо бежит вперёд. Служба тем временем закончилась. Корейцы (а может и японцы) причастились, батюшка сказал им какую-то вдохновенную проповедь (а разве может быть проповедь невдохновенной в таком месте) и они тихо пошли вниз. Ну что же, пора возвращаться и нам. Замечаю на крутом склоне полянку ярко-красных маков. Их цвет напоминает капли крови, которые наверняка капали с отрубленной головы куда-то сюда. Бормоча под нос молитву, чтобы не навернуться с горы (склон-то крутой и достаточно высокий, а камушки под ногами предательски скользят) полез, чтобы нарвать на память небольшой букетик. Перед уходом с вершины (да простит меня министерство туризма и охраны памятников Иордании) отламываю несколько маленьких камушков от развалин и как большую святыню аккуратно упаковываю в пакетик. Вот и всё пора к автобусу. Медленно спускаемся с горы. А перед глазами стоит образ – дорогое блюдо, а на нём отрубленная голова. А в наших сердцах по-прежнему звучат слова : «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».